Безголовый мир
p>Продажа картин российских художников на Artonline.ru - Продажа и покупка полотен в жанрах: натюрморт, аэрография, ню и другие. Виртуальные галереи скульптур.p class="MsoNormal" style="margin: 0cm 62.75pt 0pt 0cm;"> ">http://crossman.okis.ru/file/crossman/Valeriy%20Krestnikov.doc " alt="" />
ВСАДНИК С ГОЛОВОЙ
… «А, это тот художник, который отрывает людям головы?», - говорят про него. Художник в ответ только улыбается. На людоеда Крестников совсем не похож. Он создал свой «Безголовый мир» просто для того, чтобы зрители задумались над тем, правильно ли они живут. Зрители выходят после просмотра работ обалдевшими и, вправду, - сильно озадаченными. Там, где Крестников, там всегда – веселое хулиганство, немного провокации и мастерски сделанная интрига. Наверное, по большому счету, это и есть искусство.
…Вот так всегда: сначала страшно, а потом – смешно. Однажды художник Валерий Крестников нашел на улице голову. Самую обыкновенную, человечью. Голова лежала прямо на тротуаре, щурилась на весеннее солнышко и, судя по всему, очень даже неплохо себя чувствовала. А вот художнику-то стало как-то нехорошо, но он, пересилив себя, подобрал с тротуара странную находку (негоже головам валяться на дороге!) и завернул в целлофановый пакет. Что делать дальше, он не знал. Положение было откровенно дурацкое.
- Эй, люди, - позвал художник. – Кто из вас потерял голову?
Никто не отозвался. На художника покосились, как на сумасшедшего. Мимо, толкнув плечом, пронесся по своим делам какой-то солидный господин: шляпа, надетая не без франтовства, венчала пустоту над его плечами. Чуть поодаль, взявшись под ручку,"> семенили две дамочки, их возраст определить не представлялось возможным по причине полного отсутствия лиц, - одни только пышные парики. Оглядевшись, живописец понял, что из всей разношерстной толпы, похоже, он один был в полном «комплекте».
- Не обольщайся, - ехидно прошелестело из пакета. – А я-то, по-твоему, чья голова?!
…Эту (абсолютно реальную, кто бы что ни говорил!) историю Валерий Крестников – автор живописной серии «Безголовый мир» - старается вспоминать почаще. Чтобы ненароком не почувствовать себя этаким непогрешимым судией всех окружающих. Хотя сам он голову старается держать на плечах и не терять ни при каких обстоятельствах. Потому как убежден, что для художника голова – самый главный творческий инструмент. Крестников – художник думающий. А свой «Безголовый мир» живописец создал, скорее, из чувства протеста. Когда понял, что носить внутри это уже не сможет.
Отступление № 1. Валерий КРЕСТНИКОВ:
«Все началось с того, что я задумался над вопросом: «А зачем, собственно, современному человеку голова»? При всем, казалось бы, заведомом идиотизме этого вопроса, он терзал меня почище гамлетовского. Я живу в этом мире уже достаточно долго, чтобы не заметить: мир стал на удивление безголов. И люди в нем – тем паче. Головы стали неким декоративным атрибутом, предметом, на котором удобно носить волосы, очки или, скажем, пирсинг в носу. А важные решения зачастую принимаются другими частями тела. Может быть, поэтому мы перестали понимать друг друга? Господин Живот никогда не договорится с сударем Локтем, мадам Коленка вряд ли найдет общий язык с миссис Большая Попа, и уж наверняка ничего путного не выйдет из романа господина Бицепса с мадмуазелью Правая Пяточка».
Безголовые герои с полотен Крестникова, потеряв анатомическую и прочую цельность и целостность, несчастными, тем не менее, себя не считают. Они живут своей обычной жизнью: ходят в гости к таким же безголовым соседям, встречаются, прощаются, занимаются любовью. Головы при этом не нужны. Их постоянно забывают в сутолоке, теряют, дарят, впопыхах примеряют в примерочной кабинке магазина: «Ах, это не моя! Вот ваша! Нет уж, увольте, моя была гораздо симпатичнее…». Даже Адам и Ева, навсегда покидая подводный Эдем, уходят в наш безумный мир БЕЗ-головыми. Так проще. Так лучше. Так гораздо безопаснее. Перспектива лишиться головы в этом мире никого не пугает. Абсурд стал нормой жизни.
Отступление № 2. Михаил БУЛГАКОВ:
« - Кирпич ни с того ни с сего никому никогда на голову не свалится, - внушительно перебил незнакомец. – Уверяю вас, вам он ни в коем случае не угрожает. Вам… вам просто отрежут голову.
Берлиоз спросил, криво усмехнувшись:
- А кто именно? Враги? Интервенты?
- Нет, - ответил собеседник, - русская женщина, комсомолка»...
…Та-ак, вот, пожалуй, картинка пострашнее: «Царь безголовых», восседающий на тоне. С первого взгляда кажется, что он держит целую кучу воздушных шаров. А когда приглядишься, - понимаешь, что на самом деле это надутые воздухом головы его подданных, тела которых, благолепствуя, распростерлись ниц. Но Крестников совсем не ставит своей целью шокировать зрителя, ставить его в тупик. Напротив, за первым невольным отторжением увиденного вдруг внезапно появляется спасительная мысль, как ниточка Ариадны, тебя из этого тупика выводит. Иногда зритель так и не догадывается, что эту самую спасительную ниточку ему вложил в руки сам художник. Подсказал отгадку. И тогда получается, что из воинствующего алогизма и вопиющей «безголовости» этого мира имеется выход.
Безголовые-то на картинах только люди. Птицы, звери, рыбы и прочая живность – в полном «комплекте». По мнению Валерия, это вполне оправданно. Ведь животные живут более естественной жизнью, чем их бедные двуногие «старшие братья». Им не надо напрягаться, завидовать, интриговать, казаться умнее, чем они есть. И людям есть чему у них поучиться. Наверное, потому на большой картине «Сон пекинеса» среди нагромождения всяческого абсурда самый цельный и реальный персонаж – маленькая розовая собачка. Да, пекинесы тоже летают, а что в этом удивительного?! И им, наверное, снятся розовые сны…
«Безголовый мир» - это, пожалуй, самая драматическая и провокационная из всех коллекций, созданных художником. Впрочем, в искусстве он всегда был хулиганом. Чего стоит, скажем, его известная серия «Перевертыши». Смотришь на полотно и видишь пышный ритуал под названием «Коронация Единорога», а когда перевернешь холст с ног на голову, - коронация превращается свой антипод, в «Свержение Единорога». А сколько портретов-перевертышей создал в свое время художник! Вот работа под названием «Молодожены»: Она голубоглазая, с нежно пламенеющим румянцем: Он – сдержанно торжествующий, с пробором. А перевернешь работу и понимаешь потаенную суть: крестниковские молодожены – это просто два цветочных букета. Она – розовые розы, Он – пышные гладиолусы. Можно пошутить «в тему» по поводу очевидного удобства для покупателей: «перевертыши» - это две картины по цене одной. Сегодня ты украшаешь гостиную элегантным цветочным натюрмортом, а завтра – по настроению – вешаешь на стену фантазийный портрет. Парадоксальный авторский концепт легко становится модным товаром. А почему бы и нет? Весь наш мир есть ни что иное, как большой и причудливый перевертыш. И жить в нем весело и интересно, если, конечно, соблюдать правила техники безопасности. А они весьма просты: никогда, ни при каких обстоятельствах не теряйте головы!..
Отступление № 3. Из потрепанной тетрадки для отзывов посетителей выставки:
«У этого художника пронзительное, обостренное чувство справедливости. Он тонко чувствует Красоту и хочет защитить ее, спасти от разрушительного влияния зла. Наверное, раньше такие люди становились странствующими рыцарями: седлали коня и отправлялись на поиски Правды... Знаете, что я хочу Вам пожелать, дорогой Художник? Мужества и упрямства на Вашем нелегком пути!»…
Вера Гаврилко. Газета М К Казахстан 2005г.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в инстаграм